Малахов не снимался в рекламе порошка, а Ельцин не говорил: «Я устал, я ухожу». В комментариях который день разбираемся, что и как было на самом деле, – поделитесь, вы как запомнили?
Почему мы помним все не так
Эффект Манделы часто встречается в массовой культуре. У людей возникают ложные воспоминания о рекламах или исторических событиях, которые кажутся невероятно достоверными.
На самом деле, это особенность сознания, – дополнять недостающие части истории выдуманными деталями, которые хорошо подходят ситуации.
То же самое встречается, например, когда кто-то рассказывает вам о жизни подруги детства, которую вы давно не видели. Потом уже вы пересказываете кому-то эти же истории – и неосознанно приукрашиваете их, вспоминая факты, которые к делу не относятся, но связать их хочется. Все потому, что некоторые воспоминания из юности стерлись, а самые яркие стали еще ярче. Эта цепочка бесконечна.
Пять минут, пять минут – это много или мало
31 декабря без «Карнавальной ночи» – совсем не то. Но вы уверены, что напеваете легендарную песню Людмилы Гурченко правильно? Разногласия возникают с 1990-х годов, когда многие стали приписывать песне строчку «Пять минут, пять минут – это много или мало?» Но почему. Фильм «Карнавальная ночь» вышел в 1956 году, а через 30 лет Валерий Леонтьев выпустил песню с похожим мотивом:
«Три минуты, три минуты – это много или мало,
Чтобы все сказать и все начать сначала?»
Если узнали об этом только сейчас, поздравляем: автор этой статьи тоже.
Тогда мы идем к вам
Помните, как Андрей Малахов снимался в рекламе порошка Tide? Съемочная группа зашла в квартиру многоэтажки: хозяйка проводила всех в квартиру, там еще и собака была, – и ведущий спросил, что женщина делает, чтобы вещи оставались белыми. И предложил стирать вещи порошком вместо кипячения.
Этого не было. Вернее, в рекламе и правда снялись женщина, группа операторов и собака, а также коробочка Tide с ароматом лимона. Но не было Малахова: вместо него в рекламе участвовал Владимир Тишко. Искажение могло возникнуть, так как Андрей Малахов был ведущим телепередачи «Большая стирка», и мозг логичным образом дополнил воспоминания. Андрей Малахов, кстати, прокомментировал ситуацию. Теперь мы знаем наверняка!
Я устал, я ухожу
О прощальной речи Бориса Ельцина 31 декабря 1999 года спорят до сих пор: говорил он фразу: «Я устал, я ухожу», – или нет? В записях он произносит следующее: «Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу. Я сделал всё, что мог». Вполне возможно, что в момент записи видео Ельцин выглядел уставшим, да и контекст событий был соответствующий.
Обратимся к вам: вы какой вариант помните? Часть наших читателей родилась уже после 1999 года, так что полезно узнать будет всем.
Пикачу с черным хвостом
Ах, эра покемонов. Серии выходили с 1997 года, а 23 марта этого года состоялась премьера последней. Время летит безжалостно. Вы можете совсем не быть фанатом, но Пикачу точно знаете: это желтый покемон с черными ушками и таким же хвостом. Так? На самом деле, хвост Пикачу – желтый, а черные только кончики ушей.
Это точно написал Лермонтов
Уверены, из школьной программы помните стихотворение «Узник» М. Лермонтова, которое начинается так: «Сижу за решёткой в темнице сырой…»
Ну как это забыть? Однако произведение написал Пушкин. У обоих поэтов есть стихотворения с одинаковым названием «Узник» и в школе их часто учат вместе, – но у Лермонтова строки следующие:
«Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.»
Персонаж «Монополии» носит монокль
Играли в «Монополию»? Она отлично погружает в азы инвестиций, а еще может познакомить детей от 8 лет с коммунальными платежами и налогами.
Даже если игра прошла мимо вас, вы видели ее персонажа, круглого усатого дедушку в цилиндре и монокле. Вот только монокля у него никогда не было: это снова коллективное искажение.
Согласитесь, какие бы внезапности не преподносила нам реклама, некоторые ролики пробивают на ностальгическую слезу. А песня про 5 минут радует не только зимой: сердце согревается и в дождливый день, когда вспоминаете, как в спешке накрываете новогодний стол.
Такие воспоминания есть у каждого. Их часто задействуют уже в обновленных рекламных роликах, чтобы делать что-то новое, которое покажется знакомым. Это работа целых команд людей, но работают со смыслами и слоганами копирайтеры. Им нужно понятно и интересно доносить важную информацию, чтобы продукты находили потребителей.
Если вам это близко, познакомьтесь с курсом «Копирайтер» от Академии Eduson: мы учим писать не просто красивые, а еще работающие на конкретные задачи тексты.
Академия Эдюсон.