Что на самом деле было в стенах Ил Тумэна, полный отчет прений.
Сегодня “Туймаада” публикует стенограмму декабрьской (2020 г.) пленарки Ил Тумэна по отмене противоалкогольного Закона, который был принят при Егоре Афанасьевиче Борисове в 2015 году.
При руководстве республики Егора Афанасьевича Борисова Законами, принятыми Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) получили 188 трезвых сел, где установлен полный запрет продажи алкогольной продукции, а в 2015 году ещё принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об установлении запрета на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Республики Саха (Якутия)» и подписан был Главой (Ил Дархан) Республики Саха (Якутия) Егором Афанасьевичем Борисовым. За что честь и хвала ему. И этот Закон нынешнее руководство пытается отменить, ссылаясь на федеральный Закон. Но на деле всё оказалось совершенно другим…
Председательствующий. Третий вопрос повестки «О проекте закона Республики Саха (Якутия) «О признании утратившим силу Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении запрета на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Республики Саха (Якутия)». Законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), первое чтение.
Слово для доклада предоставляется Ирине Сергеевне Высоких, министру предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия).
Высоких И.С. Добрый день, уважаемый Петр Васильевич. Добрый день, уважаемые народные депутаты. Во-первых, необходимо начать с того, что в 2019 году народными депутатами Игорем Иннокентьевичем Григорьевым и Вячеславом Сергеевичем Макаровым был разработан и внесен аналогичный рассматриваемому сегодня законопроект, также предусматривающий отмену Закона Республики Саха (Якутия) о запрете продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков. Тот законопроект был также разработан в связи с поступлением в адрес Ил Тумэна экспертного заключения Управления Минюста по Республике Саха (Якутия) от 7 марта 2018 года, письма Прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2018 года.
Была изложена правовая позиция, что Закон Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2015 года «Об установлении запрета на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Республики Саха (Якутия)» не соответствует закону от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Тем самым необходимо привести республиканское законодательство в соответствие федеральному.
Однако по итогам шестого пленарного заседания данный законопроект был отклонен. Как итог проблема нарушения ФЗ № 171 осталась актуальной, в связи с чем департамент по государственно-правовым вопросам Администрации Главы и Правительства направил в адрес Министерства предпринимательства, торговли и туризма, как уполномоченному органу, осуществляющему региональный государственный надзор в области оборота алкогольной продукции, письмо о необходимости приведения в соответствие республиканского нормативного правового акта – Закона Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2015 года № 571 «Об установлении запрета на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков».
В связи с этим министерством разработан и вносится законопроект о признании утратившим силу текущего закона республики. Значит, в соответствии с ФЗ № 171 субъект Российской Федерации уполномочен вводить ограничения условий, места и времени розничной продажи алкогольной продукции, в том числе даже полный запрет. Однако данное ограничение вводится на алкогольную продукцию в целом, а не на конкретные виды алкогольной продукции. То есть, если объяснить простыми словами, мы не можем запретить реализацию, к примеру, отдельно шампанского, при этом разрешать реализацию водки, поскольку ФЗ № 171 не предусматривает таковых полномочий.
Об этой правовой позиции говорится и в ранее направленном в адрес Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) экспертном заключении, в вышеупомянутом письме прокуратуры, плюс по этому вопросу Верховный Суд Российской Федерации также указывает, что ограничение или запрет реализации отдельных видов алкогольной продукции не правомерен. При этом, подчеркиваю, субъект Российской Федерации может ввести даже полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции на всей своей территории при принятии соответствующего закона республики.
Предвосхищая вопрос, отмечу, что с 1 января 2018 года на федеральном уровне уже действует запрет на реализацию слабоалкогольной продукции на всей территории Российской Федерации, в том числе и на территории нашей республики. Тем самым отмена нашего закона не развяжет никому руки, не даст разрешения на реализацию слабоалкогольной тонизирующей продукции у нас в республике, поскольку таковая норма, ограничивающая розничную продажу слабоалкогольной продукции, уже введена на федеральном уровне. А у нас она просто дублируется, хотя права на … (неразборчиво)… у нас не было и ранее.
Вносимый министерством законопроект преследует цели исключительно приведения законодательства республики в соответствие с федеральным и никак не может содействовать алкоголизации населения, появлению новых дыр и лазеек для розничной продажи слабоалкогольной продукции, поскольку ограничения, вводимые законом республики «Об установлении запрета на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Республики Саха (Якутия)», еще раз подчеркиваю, уже действуют в соответствии с пунктом 8 статьи 11 Федерального закона № 171.
Благодарю за внимание, готова ответить на ваши вопросы.
Председательствующий. Коллеги, записываемся на вопросы. На вопросы записались народные депутаты Губарев Виктор Николаевич, Аммосов Петр Револьдович. Прошу включить микрофон народному депутату Губареву Виктору Николаевичу.
Губарев В.Н. Ирина Сергеевна, все-таки непонятно, этот законопроект, который мы сейчас рассматриваем, не противоречит федеральному. Какая необходимость вообще? Ну, принят федеральный. Какая необходимость? Есть право субъекта, он не противоречит. И сейчас мы его отменим, все равно появляются и появятся какие-то размышления, что отменили этот закон и так далее. Я считаю, нет никакой необходимости отменять этот закон, который сегодня работает и не противоречит федеральному. Кроме того, что уже федеральный принят, еще какие аргументы, чтобы его отменить? Какие? Пожалуйста.
Высоких И.С. Благодарю за вопрос, Виктор Николаевич. Здесь есть единственный аргумент – у субъекта и ранее не было права устанавливать запрет на отдельные виды алкоголя. То есть мы имеем право установить полный запрет в целом на продажу алкоголя, установить запрет на условия, можем установить запрет по времени, по месту. Но мы не имеем права, например, сказать, что вы можете продавать водку, но не можете продавать шампанское или какие-то тонизирующие напитки. У нас по 171-му ФЗ, как у субъекта, этого права нет.
Можно, конечно, инициировать от лица депутатов Ил Тумэна поправку в 171-й закон и попросить нам такое право, как субъекту, дать.
Губарев В.Н. Хорошо. Вы повторили. Но у нас сегодня прокуратура очень внимательно смотрит, противоречат ли наши законы федеральным. На это прокуратура реагировала?
Высоких И.С. Да, было соответствующее письмо прокуратуры от 13 ноября 2018 года в адрес Петра Васильевича Гоголева, Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн), как раз о том, что у нас возникает, во-первых, дубль, а во-вторых, у нас права вводить этот закон не было, потому что у нас права ограничивать именно по отдельному виду алкоголя, как у субъекта, к сожалению, по 171-му ФЗ нет.
Губарев В.Н. Ну и еще, чтобы не выступать, скажу. Вы сейчас сказали, что нужно готовить поправку. Но пока она не подготовлена, я предлагаю закон сегодня, ну… Мы будем голосовать против, пока не вижу причин спешить и отменять этот законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Прошу включить микрофон народному депутату Аммосову Петру Револьдовичу.
Аммосов П.Р. Спасибо. Ирина Сергеевна, только что вам задавали вопросы, и тогда они были заданы мною, когда пробовали внести. Большинством или меньшинством все равно проголосовали «против», и он благополучно не был принят. Сейчас у меня на руках этот законопроект. Понимаете, есть же пословица «пиво без водки – деньги на ветер», а тут сегодня мы… Я не знаю, кто готовил закон, мы меняем эту пословицу: водка без пива – деньги на ветер. То есть как бы человек, который… Тут же о слабоалкогольных напитках идет речь. Туда входит и пиво, то есть предпринимателю надо, чтобы продавалось пиво вместе с водкой. Мы же отменяем все, пытаемся отменить, тем самым хотим, открыто признаемся друг другу, споить население.
Поэтому вопрос такой. Для чего все это продвигается? Я понимаю, если бы вы продвинули проект закона, который отменил…. Вы, как министр предпринимательства, от которого прогорают все предприниматели, которые занимаются производством, от высоких тарифов на электричество, газ, от стоимости ГСМ, если бы вы сюда внесли, мы бы вас на руках носили.
Председательствующий. Петр Револьдович, вопрос.
Аммосов П.Р. Вы мне не мешайте, Петр Васильевич. Это мое время.
Председательствующий. Ну, выступление у вас.
Аммосов П.Р. Отдельно для меня выделили время. Вы постоянно сбиваете меня. Понимаете?
Поэтому, Ирина Сергеевна, скажите, пожалуйста, Министерство предпринимательства создавали только для того, чтобы алкоголь продвигать? Мы от вас только и слышим про алкоголь, скандал. Мы от вас не слышим о том, чтобы продвигать предпринимательство низкими тарифами. Скажите, пожалуйста, когда вы начнете вносить такие вопросы, кроме алкоголя?
И еще одно замечание. Наверное, не в ваш адрес, а в адрес тех людей, которые отвечают за этику государственного служащего, занимающего высокую должность министра предпринимательства. Я сегодня смотрел, как здоровый мужчина, не на то, как вы выступали, а на открытую часть вашего тела. Понимаете? Это как-то нехорошо. Надо бы проследить за этим. Это, по крайней мере… Ну, не знаю, как назвать. Ну, конечно, как мужчине, красиво, но все равно. За нами наблюдают. Спасибо.
Высоких И.С. Петр Револьдович, я прокомментирую те вопросы, которые вы подняли. Во-первых, про поговорку о пиве с водкой, я плохо разбираюсь в алкоголе, может быть, поэтому не знаю, о каком конкретно коктейле вы говорили. Пиво не относится к этому закону совершенно. Мы говорим о слабоалкогольных напитках, которые определены как готовый напиток с объемной долей этилового спирта от 1,2 до 9 процентов, на основе питьевой или минеральной воды, с общей минерализацией не более 1 грамма на кубический литр.
И еще один комментарий. Мы все должны соблюдать закон, мы должны с вами соблюдать закон. Закон 171-й, федеральный, говорит о том, что у субъектов очень много прав, но такого права, как вводить на слабоалкогольные отдельно, у нас, к сожалению, нет. Я не буду переходить на личности, как вы, что вы должны, как депутат, делать. Но Виктор Николаевич правильно заметил, что инициативу такую готовить нужно, если мы такое право хотим получить, чтобы у субъектов права по 171-му были расширены.
Если говорить непосредственно о том, какие законы мы вводили. Во-первых, налоговую заявку к тому закону, который мы первым вопросом рассматривали, готовило непосредственно Министерство предпринимательства. И до этого также мы очень много законов вводили, просто не все они рассматриваются с докладом. Сейчас как раз попросили, чтобы выступили с докладом именно по этому закону, поэтому его рассматривают в таком виде.
Ну, а как я выгляжу, я думаю, что я буду обсуждать точно не с вами. Спасибо.
Председательствующий. Так, Ирина Сергеевна, я прошу вас все-таки в выступлениях отходить от комментариев. Комментировать народных депутатов права у вас нет. Об этом будет доложено вашему руководству.
Так, прошу включить микрофон народному депутату Вере Дмитриевне Никифоровой.
Никифорова В.Д. Добрый день, коллеги. Я, как врач, хочу сказать, что слабоалкогольные от алкогольных ничем не отличаются. Хочу, как гастроэнтеролог, сказать, что чрезмерный прием пивной продукции вызывает заболевания печени и приводит к циррозу печени. Я буду голосовать против.
У меня вопрос. Какие есть правовые механизмы для того, чтобы алкогольная продукция с содержанием этилового спирта менее 15 процентов в объеме готовой продукции, содержащая тонизирующие вещества, не попала в рыночную продажу на территории нашей республики?
Председательствующий. Пожалуйста, Ирина Сергеевна.
Высоких И.С. Да, есть часть 1 статьи 14.17 КоАП. Это регулируется. И еще раз подчеркиваю, пиво в алкогольную продукцию не входит. Мы говорим о тонизирующих напитках, и на территории Российской Федерации уже такой запрет введен.
Председательствующий. Так, Вера Дмитриевна, у вас все? Так, коллеги, вопросы исчерпаны.
Я хотел бы Ирине Сергеевне сказать. В будущем в рамках вашей деятельности на посту министра, может быть, следует придерживаться того, чтобы до внесения проекта закона для признания утратившим силу следует разработать закон в рамках полномочий Республики Саха (Якутия), и в этом же законе в заключительной статье прописать, какие законы утрачивают силу в связи со вступлением в силу нового закона. Тогда никакой критики, недомолвок в отношении исполнительной власти, в частности министерства вашего, не будет.
Коллеги, мы здесь собрались для того, чтобы отстаивать интересы Республики Саха (Якутия). Могут быть разные точки зрения на один и тот же предмет, но каждый из нас должен придерживаться уважительного тона друг к другу. Я прошу выработать для себя это правило.
Слово для содоклада предоставляется Игорю Иннокентьевичу Григорьеву, председателю постоянного комитета по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры.
Григорьев И.И. Уважаемые народные депутаты и приглашенные, проект закона разработан в целях приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным законом, рассмотрен на заседании постоянного комитета. Имеются положительные заключения госправового управления, прокуратуры и Управления Минюста по Республике Саха (Якутия). Постоянный комитет рекомендует принять данный законопроект в первом чтении.
Председательствующий. Вопросы к Игорю Иннокентьевичу? Нет вопросов. Прошу записаться на выступления. На выступления записались народный депутат Эверстов Михаил Ильич, Аммосов Петр Револьдович, Ксенофонтов Павел Валериевич.
Прошу включить микрофон народному депутату Эверстову Михаилу Ильичу.
Эверстов М.И. Я согласен с Председателем парламента Петром Васильевичем, когда он делает замечание министру. Министр, наверное, не знает, что депутаты обязаны контролировать работу исполнительной власти во всех направлениях. Если депутат контролирует Ирину Сергеевну, и министров, и Правительство, депутат может оценку давать, как работает министерство, как работает сама, как министр, Ирина Сергеевна. А вот вы, Ирина Сергеевна, не имеете права комментировать депутатов.
Вы уже второй раз выступаете перед нами и не умеете вести себя, как министр. Я очень сомневаюсь, что вы дальше будете работать министром. Всегда выступаете в сторону алкоголизации нас, жителей Якутии. Я несколько раз выступал. Мы отличаемся от других регионов, потому что мы северный народ, северные люди, у нас холодно. Какая разница, шампанское, как вы говорите, слабоалкогольный напиток, или пиво, или еще что-то. Ну, выпьет человек северный 100 грамм, 150 грамм, в минус 60 градусов выйдет на улицу – он замерзнет. Это же не Сочи, это не Краснодар. Тем более вы же сами четко сказали, что федеральный закон запрещает, и наш республиканский закон, который мы приняли, не противоречит федеральному закону. И не надо учить депутатов, что федеральный закон говорит так, а наш закон, парламента Якутии, говорит не так. Вы тоже можете выступить инициатором изменения каких-то пунктов, каких-то статей закона, а где ваша работа? Вы выступаете только перед депутатами и вносите такие предложения, которые имеют уклон в сторону алкоголизации нас, жителей Якутии. Здесь очень много политики. Многие депутаты против алкоголизации. Я, например, сколько раз выступал и просил Правительство Республики Саха (Якутия) выступить инициатором, чтобы вывести из города Якутска, городов, центров все магазины, алкомаркеты на какой-либо пустырь. Пусть едут, кто хочет, и там пьют. Нет ни одной инициативы. Инициатива только одна – как-нибудь сделать так, чтобы больше людей у нас пили, чтобы у нас стало больше алкоголиков.
Некоторые говорят, ну, алкоголики деньги платят. Бюджет у нас наполняется от алкоголиков. Я очень сильно сомневаюсь, что наш бюджет богатеет от этих наших алкоголиков. Там очень сильная теневая сторона. Я, как работник, который долго занимался этим делом, четко знаю, что оборот алкоголя у нас теневой во всей Российской Федерации. Бюджеты и России, и Якутии богатеть не будут, а мы, жители Якутии, с каждым днем будем пить, пить, пить, и тех, кто хочет пить, поддерживает ваше министерство, Ирина Сергеевна. Я депутатов, своих коллег, призываю проголосовать против. Спасибо.
Председательствующий. Прошу включить микрофон народному депутату Аммосову Петру Револьдовичу.
Аммосов П.Р. Спасибо, Петр Васильевич. Вот в действующем законе разницы нет, крепкий алкогольный или слабоалкогольный напиток, он уже присутствует в виде алкогольного, пишется как слабоалкогольный тонизирующий напиток. А что это такое? И поэтому, когда я говорил об обычной пословице, что водка без пива – деньги на ветер, и пиво без водки – деньги на ветер, разницы нет: хоть так ставь, хоть этак, все равно человек напивается. Посмотрите, сколько градусов на улице сейчас, минус 42, минус 45, минус 50, в Оймяконе минус 60. И представьте себе, что с нами будет.
Начну со Сталина Иосифа Виссарионовича. В действительности, когда он вводил колхозы, артели, коллективные хозяйства, это были те же предприниматели, и тем самым он победил войну, между прочим. И новое Правительство с 90-х годов пытается продвигать предпринимателей в виде частного бизнеса. На самом деле, если хорошо заработает, это очень хороший посыл. Я ведь тоже не против предпринимательства, среднего и малого бизнеса, но ни в коем случае крупного бизнеса, потому что крупный бизнес, смотрите, что натворил. Опять же, повторяю, смотрите, сколько у нас стоит электроэнергия, тарифы на электроэнергию, и посмотрите на Иркутскую область – в разы, в шесть раз выше у нас. Там 2,5 миллиона человек проживают, здесь около миллиона. И что? Там 1 рубль 17, здесь – 6 рублей 54 копейки. Все относительно в сравнении, потому что там, видимо, министерство предпринимательства очень хорошо работает. Поэтому я вам просто говорю, в действительности, это очень неплохая задумка – предпринимательство, да, это очень хорошо. Рано или поздно, когда нормальные руководители появятся, оно спасет Россию от стагнации.
Поэтому я всех своих коллег призываю проголосовать против этого проекта закона. У нас что, кроме продвижения алкоголя, нет предпринимательства, что ли? Я просто вспоминаю тот период, когда в верховьях Амги пытались предотвратить рубку леса, по-моему, она уже пошла. Там понятно было, иркутянин приехал. Он приехал к нам, что лес есть, но все равно повез бы лес в Иркутскую область, потому что у нас в 6 раз дороже получилась бы распиловка. И он повез бы туда и распиливал там, не здесь, потому что здесь он прогорел бы на этих высоких тарифах, налогах. Например, сегодня же ввели. Я просто со вчерашнего дня пытался разобраться в налоговой политике, так и не разобрался. Поэтому я всех коллег опять же призываю проголосовать против.
И, пожалуйста, Министерство предпринимательства, обратите внимание на производство. Другого пути у нас нет просто-напросто. Сегодня селян мы оставили без денег на молоко. Вместо того чтобы повышать объемы закупа сырого молока, с 80 тысяч тонн мы понизили до 57 тысяч тонн; 23 куда девать будем – теперь вопрос. Как будем из этой ситуации выходить? А они, между прочим, Ирина Сергеевна, эти крестьяне – предприниматели. Они предприниматели. Без образования юридического лица, с образованием юридического лица – это ваши люди. Вот на это надо обращать внимание. Вот тогда в действительности на вас обратят внимание, и на нас в том числе. Потому что исполнительная власть – это есть лицо всей республики.
Спасибо, Петр Васильевич.
Председательствующий. Прошу включить микрофон народному депутату Ксенофонтову Павлу Валериевичу.
Ксенофонтов П.В. Махтал, ытыктабыллаах мунньах кыттыылаахтара. Уважаемые участники нашего собрания, у нас такое волшебное слово, которое открывает все двери, это приведение в соответствие. Когда мы что-то меняем, начинаем говорить, что приводим в соответствие с федеральным законом. Но если посмотрите по сути, это же отмена закона, то есть это практически утилизация нашего регионального закона.
И правильно говорит Петр Васильевич, почему министерство выходит с такой инициативой, почему оно не работает с депутатами, с тем же комитетом по предпринимательству, для того чтобы внести свой закон, где эти моменты будут учтены, и соответственно при внесении этого закона указать, что такие-то статьи закона утрачивают силу? Это о чем говорит? Это говорит о том, что Министерство предпринимательства плохо взаимодействует с Государственным Собранием (Ил Тумэн). Это однозначно, и это четко видно. Если бы Министерство предпринимательства отработало бы с комитетом по предпринимательству и депутатами, провело бы общественные слушания, где четко указывали… Я понимаю, сейчас Ирина скажет, что был комитет, круглый стол и так далее, где ее не было на самом деле. Хотя она была в городе, ее не было. Те моменты, которые мы на круглом столе указывали, тоже игнорируются и игнорировались.
Поэтому я сам воздержусь от поддержки данного законопроекта. Воздержусь, я никого не призываю. Это во-первых.
Во-вторых, все-таки надо отметить, Петр Васильевич, плохое взаимодействие Министерства предпринимательства с Государственным Собранием (Ил Тумэн), то есть нет практически никакого взаимодействия. А то, что вы на круглых столах просто отчитались и ушли или только свою позицию обозначили – это не взаимодействие, это не сотрудничество абсолютно. И то, что вы говорите, что в федеральном законе уже предусмотрено, что вы тут начинаете возникать, прокуратура сказала, те сказали, то сказало – это не взаимодействие, это, скажем, практически ультиматум. А работать с законодательным органом в режиме ультиматума – это абсолютно неприемлемо.
И я поддерживаю своих коллег, которые возмущаются. И Петра Револьдовича, и Михаила Эверстова я поддерживаю, они не просто так возмущаются, они взрослые люди, они жизнь прожили, у них очень большой опыт. И когда нет взаимодействия, естественно, есть возмущения. Поэтому, Петр Васильевич, может быть, мы как-то протокольно это отметим – плохое взаимодействие Министерства предпринимательства с Государственным Собранием (Ил Тумэн) в части оповещения, в части разработки законодательных инициатив, вообще в целом по алкогольной теме.
Почему Министерство предпринимательства постоянно алкогольную тему поднимает? У меня в голове это не укладывается, почему каждый раз одни и те же грабли? Мы скоро будем называть Министерство предпринимательства министерством алкоголизации, или как будет называться уже. Почему каждый раз одно и то же? Есть другие инициативы? И почему мы Ирину Сергеевну слышим только тогда, когда нужно что-то объяснять, какие-то законы принимать по алкогольной тематике? А по другим темам почему ее не слышно? Поэтому, Петр Васильевич, как предложение, внести протокольно о плохом взаимодействии Министерства предпринимательства с Государственным Собранием (Ил Тумэн). Спасибо, махтал.
Председательствующий. Прошу включить микрофон народному депутату Никифоровой Вере Дмитриевне.
Никифорова В.Д. Ирина Сергеевна, вы напомнили про КоАП. Я успела посмотреть в федеральном законе, в КоАП есть, но нет раздельного учета. Федеральный закон разрешает производить для экспорта, то есть не установлено федеральным законом полного запрета по продаже. Раз не запретили, то дополнительные гарантии не противоречат федеральному закону.
Хочу сказать, что раздельного учета слабоалкогольной продукции с тонизирующими компонентами для экспорта нет. Данная продукция под штрих-код не подпадает. И нет гарантии, что слабоалкогольная тонизирующая продукция, произведенная для экспорта, не попадет на полки магазинов внутри страны. Вот мое выступление, я буду голосовать против. Спасибо.
Председательствующий. Прошу включить микрофон народному депутату Федорову Виктору Николаевичу.
Федоров В.Н. Спасибо. Добрый день, Петр Васильевич, добрый день, уважаемые народные депутаты. Я скажу просто. Мы этот закон принимали в пятом созыве, если помнят коллеги, которые работали в том созыве. По-моему, это была инициатива народного депутата Кошукова из города Нерюнгри. Действительно, мы шли по непроторенной дорожке, федерального правового регулирования не было в этом направлении. Но мы посчитали, что данный закон необходим. На сегодняшний день он работает.
Мы приняли этот закон, мы его разработали, а почему отменяет Правительство? Механизм нарушен. В данном случае должен поступить протест прокуратуры на наш закон в Государственное Собрание (Ил Тумэн), и мы должны его рассматривать. На сегодняшний день, насколько я понимаю, он не противоречит федеральному закону, а наоборот федеральное законодательство подтянулось в этой области к нашим предложениям. Поэтому я считаю, что нарушен механизм принятия данного закона. Как-то непонятно отменяется он. Поэтому я буду воздерживаться от принятия данного закона. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, комитет предлагает… По ведению прошу включить микрофон народному депутату Аммосову Петру Револьдовичу.
Аммосов П.Р. Петр Васильевич, по проекту закона два слова.
Все-таки получается рецидив, повтор этого проекта закона, они все-таки не остановятся. Мне кажется, надо лазейку найти, чтобы тот, кто продвигает этот вопрос… Надо обратиться в правоохранительные органы, чтобы дальше такого не случилось. Надо подать в суд, лучше в следственный комитет. Пусть разбираются с теми, кто это хочет сделать, Петр Васильевич. Потому что это бесконечно будет продолжаться. Пусть отвечают правоохранительные органы. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, я вижу, что представитель прокуратуры просит включить микрофон. Пожалуйста.
Алексеева А.Е. Уважаемый Петр Васильевич, уважаемые народные депутаты, в данном случае речь идет о приведении в соответствие республиканского законодательства федеральному закону. В своем выступлении министр сказала о том, что был принят федеральный закон № 278, в котором прямо установлен запрет розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков. Поскольку федеральным законом установлен запрет розничной продажи таких напитков, то нет необходимости регулировать это на уровне субъекта Российской Федерации. Речь только об этом идет. То есть фактически реализация этих слабоалкогольных тонизирующих напитков запрещена на всей территории Российской Федерации. Поэтому абсолютно нет никакой необходимости нашим специальным законом дублировать нормы федерального закона. Я бы хотела так вкратце по проекту закона республики высказать наше мнение.
Председательствующий. Спасибо, Александра Егоровна. Коллеги, комитет предлагает принять проект закона в первом чтении.
По ведению прошу включить микрофон народному депутату Эверстову Михаилу Ильичу.
Эверстов М.И. Уважаемый Петр Васильевич, уважаемые народные депутаты, приглашенные. Я хочу уточнить ситуацию, как депутат нескольких созывов, как депутат Государственной Думы. Депутаты парламента Якутии в пятом созыве приняли свой закон. Сегодня стоит вопрос, что якобы кто-то захотел, кто-то выступил с инициативой привести в соответствие с федеральным законом. Депутаты, которые приняли этот законопроект, говорят, что этот законопроект правильно работает. Я тоже, как человек, как политик, считаю, что этот закон правильно работает. Этот закон, как мы считаем, против алкоголизации нашего населения. Поэтому, если кто-то захочет, допустим, прокуратура, или какой-то еще контролирующий орган, пусть они отменяют сами. Это во-первых.
Во-вторых, мы рассматриваем законопроект, который внесен по инициативе Главы республики и Правительства Республики Саха (Якутия). Я все-таки хочу обратиться к Ил Дархану Айсену Сергеевичу, пусть такие законопроекты нам, депутатам, предлагает Правительство, а то Главу республики, я считаю, политически подводит министерство в лице министра Ирины Сергеевны Высоких. Ну, тут надо разбираться, Айсен Сергеевич. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, Регламент нам дает возможность повторно выступить, просто сокращено время до трех минут. Поэтому я прошу не злоупотреблять запросами на выступление по ведению. У вас есть такое право, и я включу вам микрофон.
По ведению прошу включить микрофон народному депутату Николаеву Юрию Михайловичу.
Николаев Ю.М. Петр Васильевич, я хочу обратиться за справкой в госправовое управление. Если мы не примем закон в первом чтении, мы к этому закону уже не возвращаемся. Так?
Председательствующий. Прошу включить микрофон представителю госправового управления.
Иванов В.Н. (заместитель начальника государственно-правового управления аппарата парламента). Добрый день, уважаемые народные депутаты. Согласно части 2 статьи 56 Регламента если после обсуждения законопроект, рекомендованный ответственным комитетом, отклонен по итогам голосования и не набрал большинства голосов от числа избранных депутатов, он больше не рассматривается с таким наименованием и содержанием.
Николаев Ю.М. Понятно.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, понятно, да? Если мы по итогам голосования примем то или иное решение, Регламент четко определяет юридические последствия.
По ведению прошу включить микрофон народному депутату Парахину Гаврилу Павловичу.
Парахин Г.П. Коллеги, я очень коротко. Мы идем сейчас слушать послание Главы. Если есть закон, который отправил Глава, причем тут вообще министр? Министру надо задавать вопросы, я согласен, по предпринимательству, в этой области, по тем же налоговым изменениям, которые сейчас произошли, где они недоработали. Я считаю, что не надо сейчас обсуждать и думать, не надо опять пиариться и в очередной раз показывать, что республика обращает внимание на такие законы. И так достаточно того, что у нас по времени ограничения, то се, пятое десятое с этой алкогольной тематикой, нелегальной алкогольной тематикой. Поэтому я предлагаю поддержать спокойно и не выносить мусор из избы, чтобы были очередные обсуждения непонятно о чем. Глава республики предложил, прокуратура подтвердила, есть федеральный закон, в соответствие которому надо привести, который работает и действует на территории всей страны. А мы опять отделяемся и как бы пытаемся обозначить Республику Саха в каком-то определенном направлении. Я считаю, это неправильно. Поэтому, коллеги, прошу поддержать нашего Главу, тем более мы к нему идем на послание.
Председательствующий. По ведению прошу включить микрофон народному депутату Эверстову Михаилу Ильичу.
Эверстов М.И. Уважаемый Петр Васильевич, уважаемые народные депутаты, пригашенные. Я выступил, потом по ведению свое замечание сказал, потому что подумал, что по ведению обязательно надо корректировку внести. Сейчас по ведению говорю, объясняю.
Я к Айсену Сергеевичу обращаюсь, потому что его подводит его же министерство. Министерство должно само работать с нами, депутатами, предлагать свои видения, какие-то законодательные инициативы. Я так обратился. Ну и хотел бы сказать, что я, Михаил Эверстов, всю жизнь выступал против алкоголизации нашего северного народа. Никакого пиара никогда у меня не было. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, ставлю на голосование. Профильный комитет предложил принять законопроект в первом чтении. Режим голосования.
Результаты голосования на табло (24/12/2020 11:37:32)
За – 24
Против – 16
Воздержалось – 14
Не принято (протокол голосования № 12).
Не принято. Коллеги, если мы данный вопрос не приняли, то и постановление не принимается, переходим к четвертому вопросу повестки.
Коллеги, извините, было предложено протокольно отметить неудовлетворительную работу Министерства по предпринимательству и туризму с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Прошу включить микрофон народному депутату Ксенофонтову Павлу Валериевичу, я прошу сформулировать для протокола вопрос, который вы хотите отметить протокольно.
Ксенофонтов П.В. Неудовлетворительное взаимодействие Министерства предпринимательства и туризма с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по части регулирования алкогольной тематики. То есть именно в этой части, не по другим, а именно по алкогольной теме, Петр Васильевич.
Председательствующий. Хорошо. Коллеги, по ведению включите микрофон народному депутату Федорову Виктору Николаевичу.
Федоров В.Н. Спасибо. Я бы хотел от части народных депутатов извиниться перед Ириной Сергеевной за тот сексизм, который был проявлен частью народных депутатов в ее отношении. Я считаю, что ее внешний вид соответствует дресс-коду, предъявляемому к государственному служащему. Спасибо.
Председательствующий. Прошу включить микрофон народному депутату Григорьеву Игорю Иннокентьевичу.
Григорьев И.И. Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде чем поставят на голосование данный вопрос, хочу сказать, что отрицательного заключения по законодательной инициативе Правительства в части алкогольной продукции ни одного не было. Мы постоянно общаемся, телефонами обмениваемся. Приходите к нам в комитет, если вы так хотите отметить неудовлетворительное поведение или предоставление какой-то бумажной документации в части Министерства предпринимательства и туризма. Обсуждаются там вопросы не только по алкоголю. Но предложение по алкоголю я понимаю, я считаю, что не надо протокольно предъявлять. Если хотите предъявить, отправьте к нам в комитет, будем разбираться.
Председательствующий. Прошу включить микрофон народному депутату Губареву Виктору Николаевичу по ведению.
Губарев В.Н. Уважаемые народные депутаты, я считаю, что несправедливо будет записать сейчас протокольно о неудовлетворительном взаимодействии. Несправедливо будет. То, что мы высказываем вопросы, связанные с алкоголизмом, это понятно. Но если говорить о министерстве, то много и положительного. В данном случае она действительно представляет интересы Главы. Это Глава представил. Я не думаю, что она подставила Главу республики. Глава республики со всеми законопроектами, это очень правильно, всегда знакомится. Я по этому вопросу против, чтобы его ставили и даже протокольно записывали. Нет никакого основания сегодня записывать, что нужно поставить неуд. Нет никакого основания. Я прошу снять этот вопрос.
Председательствующий. Прошу включить микрофон народному депутату Эверстову Михаилу Ильичу по ведению.
Эверстов М.И. Уважаемый Петр Васильевич, уважаемые народные депутаты, приглашенные. В наш парламент за короткий срок Ирина Сергеевна, министр предпринимательства, внесла по алкоголизации нашего населения уже вторую инициативу, и два раза эта инициатива провалилась. Поэтому я считаю, что мы правильно ставим … (микрофон отключен).
Председательствующий. Михаил Ильич, не слышно вас.
Эверстов М.И. Поэтому прошу внести то, что предлагают депутаты: протокольно отметить неудовлетворительную работу министерства по взаимодействию с Государственным Собранием, что идет алкоголизация нашего населения.
Председательствующий. Коллеги, у нас по ведению заявились четыре народных депутата. У нас через две минуты перерыв. Если у вас по тому же самому предмету, я прошу отозвать. Я сейчас поставлю, мы проголосуем за или против и все, никаких вопросов не возникнет. Я думаю, что тоже… Не хочу комментировать, но во всяком случае в другом формате мы должны решать вопросы по оценке работы руководителей исполнительных органов власти.
По ведению прошу включить микрофон народному депутату Лютому Валерию Алексеевичу.
Лютый В.А. Добрый день, коллеги, коротко. Ирина Сергеевна не вносила сама этот законопроект, четко же написано: ВНЕС ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ ЭТУ ПОПРАВКУ. Поэтому и обвинять в алкоголизации, наверное, несправедливо. Я думаю, что Ирина Сергеевна делала то, что должна делать как министр, в соответствие приводить закон. Наше право, депутатов, это уже рассматривать и принимать свое решение. Думаю, что лишние несправедливые обвинения не должны звучать.
Председательствующий. Ставлю на голосование предложение народного депутата Ксенофонтова Павла Валериевича, коллеги. Режим голосования.
Результаты голосования на табло (24/12/2020 11:45:06)
За – 17
Против – 28
Воздержалось – 11
Закон по отмене «Об установлении запрета на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Республики Саха (Якутия)» был не принят, честь и хвала ДЕПУТАТАМ!
Газета «Туймаада» от 08.07.2021 г.