В Китае новая Toyota Camry с двигателем 2,5 литра стоит в среднем 200 000 юаней, или около 2,5 млн рублей. Но в России аналогичная машина обойдется в два с лишним раза дороже! Во всем виноваты жадные продавцы? Не спешите с выводами: самые жирные сливки здесь снимают отнюдь не они, а наше с вами государство…
Китай является крупнейшей автомобильной державой в мире с продажами около 27 миллионов новых автомобилей в год. Для сравнения, на втором месте идут США с почти двукратным отрывом от лидера — в 2022 году продажи составили около 14 миллионов новых авто. В России же в последние годы продажи были около 1,7 млн новых автомобилей, если конечно не считать провальный 2022 год с показателем менее 700 тысяч единиц.
Неудивительно, что на таком рынке сосредоточены огромные ресурсы для производства любых автомобилей – как привычных всем мировых производителей (Ford, BMW, Toyota, VW и т.д.), так и местных брендов, стремительно набирающих популярность в Китае и за его пределами.
Благодаря этому на рынке действует жёсткая конкуренция, а цены в самом Китае на автомобили приятно удивляют. Как вам новая Mazda CX-5 или Toyota Camry всего за 2,5 млн рублей, или Toyota Corolla и Hyundai Elantra всего за 1,2 миллиона? Соблазнительно, не правда ли? Однако о таких ценах россиянам можно только мечтать. Пока эти автомобили едут к нам, они дорожают минимум в 2 раза.
Привет, я, Сергей Пиголкин, основатель международного автомобильного маркетплейса CarClick сейчас расскажу, почему так выходит и как привезти авто из Китая.
Автомобили из Китая поступают к нам в основном двумя путями – через поставки юридическими лицами напрямую в Россию (как официально представленные бренды, так и по параллельному импорту), а также через компании и частников из стран ЕАЭС.
Рассмотрим первый вариант. Компания импортёр заключает контракт с производителем или экспортной компанией в Китае, оплачивает стоимость автомобилей, как правило с вычетом НДС в размере до 11 % от цены авто. Это даёт неплохой зазор поставщику, но на этом экономия заканчивается, и начинаются расходы: логистика, длительные сроки доставки (от 2 до 4-х месяцев) и, как правило, использование кредитных денег, таможенные платежи с новым утильсбором, затраты на получение ОТТС или зОЕТС с оформлением ЭПТС и установку систему ГЛОНАСС, предпродажная подготовка.
Сделаем расчёт на примере популярной Toyota Camry с двигателем 2,5 литра, как формируется цена в автосалонах России. Стоимость такого автомобиля в Китае в среднем 200 000 юаней, или около 2,5 млн рублей. Вычет НДС возьмём за 10%, итоговая цена на экспорт – 2 250 000 рублей. Чуть больше двух миллионов за новую «Камри»! Заманчиво, не правда ли? Но не спешите: мы еще не посчитали все затраты, которые плюсуются к вышеуказанной цене.
Доставка машины до РФ со страховкой и доп. услугами составляет примерно 300 тысяч рублей. Пока наша Camry подорожала до 2,55 млн. рублей. Ценник все еще крайне привлекательный. Но машину нужно растаможить и заплатить утилизационный сбор. И здесь нас ждет главное разочарование. Для юрлица данный платеж составляет 2,04 млн рублей или 80% от цены автомобиля! Огромная «заслуга» в этом новой ставки утильсбора, которая для двигателя объёмом от 2 до 3 литров теперь составляет аж 844 тысячи рублей. Как говорится, купил машину себе – купи и государству….
Очередь на прохождение осмотра автомобиля в лаборатории в Одинцово. Сама процедура занимает всего 10-15 минут, записываться нужно за несколько дней заранее.
Но и это ещё не всё! За услуги лабораторий и НАМИ, выпуск ЭПТС, установку блока ГЛОНАСС нужно заплатить еще около 160 тыс. рублей. Предпродажная подготовка выходит не менее чем в 20 тысяч – многие автомобили приезжают с царапинами и требуют полировки. Уже на данном этапе мы получаем стоимость автомобиля 4 770 000 рублей. Прибавьте сюда проценты за пользование кредитными средствами и «интерес» автосалона, где будет продаваться машина. В итоге получим реальную цену продажи от 5,5 млн рублей и выше. Это более чем в два раза дороже, чем стоит автомобиль в Китае. Причем жадность продавца тут ни при чем: я наглядно разложил по полочкам, из чего складывается цена машины, и основой «навар» здесь получает государство.
Есть и второй путь, как привезти авто из Китая, который был весьма популярным до введения новых ставок утильсбора. Можно купить автомобиль через посредников в Казахстане или Кыргызстане, где ввезенные из Китая авто растамаживают по более низким ставкам ЕАЭС. Но и здесь наше государство сумело получить свое, уровняв ставки утильсбора для частников и коммерсантов.
5 Колесо.