По данным «Ъ», российские нефтекомпании продолжают снижать экспорт высокооктановых бензинов, который за полтора месяца упал более чем на четверть. В январе прошлого года экспортеры отгружали рекордные объемы бензина, но в этом году на фоне аварии на Нижегородском НПЗ часть товара пришлось перенаправить на внутренний рынок. С начала года отгрузки бензина с НПЗ внутри страны выросли на 5%.
Нефтекомпании сократили экспорт бензина на 27% с начала года по сравнению с тем же периодом 2023 года, до 639 тыс. тонн, рассказали источники «Ъ», знакомые с показателями. При этом за 13 дней февраля поставки за границу оказались ниже почти на 28%, чем год назад (185 тыс. тонн). В январе 2024 года среднесуточное значение экспорта бензина составило 14,7 тыс. тонн против 20,1 тыс. тонн годом ранее, что являлось абсолютным годовым рекордом.
Нефтекомпании существенно увеличивали экспорт бензина в прошлом году, в том числе участники рынка фиксировали рост серого экспорта. Речь идет об объемах, предназначенных для внутреннего рынка, за которые НПЗ получают бюджетные выплаты по демпферу. В прошлом году правительство увеличило с 20 тыс. до 50 тыс. руб. за тонну вывозную пошлину для перекупщиков топлива. В случае нехватки топлива на внутреннем рынке правительство может пригрозить запретом на экспорт топлива, такое эмбарго уже вводилось осенью прошлого года.
Особенностью ситуации этого года является то, что в январе встали на внеплановый ремонт два нефтеперерабатывающих завода, один из них – Нижегородский НПЗ. Мы, безусловно, оперативно на это реагируем, на эту ситуацию
Отгрузки бензина на внутренний рынок за 13 дней февраля оказались меньше планируемого Минэнерго уровня на 15%, около 1,32 млн тонн, а производство – на 2,5% (1,52 млн тонн). В то же время по сравнению с прошлым годом отгрузки выросли на 5%, до 4,44 млн тонн.
Практически все нефтекомпании в январе после аварии на установке каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа перенаправляли объемы с экспорта на внутренний рынок (см. «Ъ» от 5 февраля). На этом настаивали регуляторы, при этом выплата демпфера делает поставки на внутренний рынок экономически приемлемыми для НПЗ.
Весь январь и начало февраля оптовая стоимость бензина непрерывно увеличивалась на фоне аварии на Нижегородском НПЗ и участившихся атаках беспилотников. Тем не менее в феврале устойчивый рост цен, начавшийся на волне «панических» закупок топлива, прекратился, и стоимость топлива скорректировалась в сторону снижения (см. «Ъ» от 14 февраля). 15 февраля снижение стоимости бензина фактически остановилось. По данным СПбМТСБ, биржевая цена АИ-95 в европейской части РФ сократилась на 0,2%, до 52,6 тыс. руб. за тонну. АИ-92, напротив, подорожал на 1,1%, почти до 45,7 тыс. руб. за тонну. Участники рынка характеризуют текущую ситуацию на рынке топлива как «спокойную» на фоне низкого спроса.
Но уже в марте ожидается, что котировки снова пойдут вверх на фоне начала ремонтов на крупных НПЗ и одновременного сезонного повышения спроса на топливо.
В последние годы рост выпуска бензина в России опережал рост спроса на внутреннем рынке, считает Александра Зубачева из «Петромаркета». Прирост производства происходил за счет высокооктанового бензина, что стало результатом значительных инвестиций в модернизацию НПЗ. Обеспечение российского рынка для производителей приоритет, но, как правило, при всех изменениях от месяца к месяцу у производителей топлива был избыточный объем, который вывозился на экспорт, рассуждает она. В декабре 2023 года выпуск бензина в РФ впервые превысил 4 млн тонн в месяц, экспорт составлял почти 750 тыс. тонн. По мнению эксперта, в январе экспорт мог оказаться не ниже, так как из-за снижения спроса в новогодние праздники появляются избыточные объемы топлива. Но в январе производство бензина снизилось на 250 тыс. тонн относительно декабря, в том числе из-за аварии на Нижегородском НПЗ, напоминает Александра Зубачева, поэтому у нефтяных компаний осталось меньше объемов для экспорта.
Дмитрий Козлов.
Коммерсантъ.